Том 7. Избранные письма



Письмо 259

У подножья Креста Христова. – О лечении глав. – О детях С.Д.П. – О книгах св. Исаии Отшельника. – О своем здоровье и жизни

Милостивейший государь, Стефан Дмитриевич! «Аз, – говорит Господь в Откровении Иоанна Богослова, – ихже люблю, наказую» (Откр.3:19). Эти слова совершаются над Вами. И Ваше сердце давно приготовлялось непостижимым, таинственным ощущением к ношению креста! Ваша счастливая жизнь, в которой я Вас застал, была подобна благотворному лету, доставляющему нивам обильное плодородие: в нем дни ясные сменялись днями пасмурными. Прочитав письмо Ваше, которого каждое слово отзывалось в моем сердце, я перенесся воспоминанием к тому опыту стихов Ваших, который Вы, когда-то, во время одной из приятнейших наших бесед, мне читали. Предметом Ваших восторгов была Голгофа, Крест, терновый венец, гвозди. И точно! С того времени как Богочеловек подчинил Себя страданиям и ими исцелил наши страдания, подножие Голгофы сделалось для ученика Иисусова местом дум плачевных и вместе утешительных, сладостных. Сидящий у сего подножия смотрит с равнодушным и спокойным любомудрием на непостоянных счастливцев сего непостояннаго мира. Он им не завидует, он предпочитает познание Креста Христова, отверзающаго врата в блаженную вечность, тому кратковременному упоению, в котором держит земное счастие свою жертву, чтоб предать оную вечному бедствию. «Горе вам, насыщенным ныне, горе вам, смеющимся ныне!»(Лк.6:25). Это неложныя слова Сына Божия. В то время, как я имел возможность часто наслаждаться лицезрением Вашим, взоры мои отыскали особенную черту в Вашем характере; она ярко выказывалась для меня при всей светлости Вашего ума; это простота сердца, выражающаяся в доверенности к людям, к доброте их сердца, и прямоте совести и правил. Таковая простота есть один из признаков любви. «Любы не мыслит зла», а потому «всему веру емлет» (1Кор.13:5, 7). Любовь есть печать души, способной для Неба. Итак, в Вашей душе та причина, по которой человек бывает крестоносцем; «Отец небесный всякую розгу, творящую плод отребляет ю, да множайший плод принесет» (Ин.15:2). Вот и глаза Ваши ослабели. Понимаю, как отяготительна болезнь сия для человека, которого главнейшим занятием суть чтение и письмо. И почерк Ваш сказывает, что глаза Ваши не прежние. Я страдаю глазною болезнию уже семь лет и длинные зимние вечера провожу в своей комнате без свечек; пишу и читаю только при свете дневном, впрочем, и сие без боли глаз только с нынешней зимы, после того, как я стал привязывать к глазам на ночь рубленную, или лучше, мелко крошенную свеклу, в платке батистовом, на полчаса или час, предварительно помочив голову ромом, предпочтительно белым, и обтерши им лице. Все преждния лекарства, все знаменитыя капли, чужестранныя и здешния, не принесли мне никакой пользы; напротив, еще более ослабили, притупили зрение. Последнее средство, будучи вполне не опасно, очень мне помогает; должно наблюдать, чтоб, как свекольный сок, так и ром не попадали в глаза. Для Вас, на котором лежит столько должностей общественных, при исполнении которых Вы не любите не смотреть пристально, ослабление зрения есть большая потеря, большое лишение. Инок должен меньше чувствовать тягость сего лишения, потому что он может, сидя в своей келии, чуждый всякой наружной деятельности, разгибать книгу души своей и читать в сей книге назидательнейшия истины.

Милыя Ваши дети, прекрасныя Ваши дети, которыя так утешительно лепетали молитву и славословие Спасителю мира, совершающаго хвалу Свою из уст младенцев и сущих! Они достигли юношескаго возраста; они ощущают, несут ярем креста! Господь да укрепит их, да помилует их! Да дарует их родителю терпение, подобное терпению Иова, посылая искушения, подобныя искушениям сего праведнаго мужа. Вы уязвлены и в имение Ваше, и в семейство Ваше, и в тело Ваше. Души его не коснись, заповедует Господь диаволу, передавая на испытание внешняго человека. Не касается диавол души страждущаго человека, когда человек пребывает в самоукорении и в благодарении, когда множеством славы стирает супостата. «Достойная по делом наю восприемлем» (Лк.23:41), – вот слова приличествующия распятым одесную Господа. Таковы будут помянуты в Царствии Его.

Благодарю Вас за присланныя книжки. Обе так просты и ясны, что в них с приятностию усматривается желание угодить не только земле, но и Небу. Слово о. Сергия очень мило: в нем соединяются прекрасныя чувствования с непринужденным приятным слогом. И слово его не возвратилось к нему безплодным, посеялось в сердцах слушателей и принесло плод, приятный Богу, – сострадание к нищим, тотчас выразившееся в делах!

Будучи Вам должен невыплатимым долгом – долгом любви, я состою у Вас в особенном долгу! А причиною тому – мои глаза. Книга Исаия ждет окончательной переправки, которую никак не могу предпринять раньше весенних, ясных дней. По тому, как ныне публика принимает подобныя книги, я полагаю, что экземпляры Исаии не залежатся, особливо, когда они будут в деятельном распоряжении председателя комитета нищих. Ныне выходят вновь письма Задонскаго Затворника уже в трех томах: эта книжка многим чрезвычайно понравилась.

Что сказать Вам о себе! Единообразно текут дни мои среди немощей душевных и телесных. Сергиева пустынь расцветает год от году более, а я год от году хилею, слабею, и по зимам почти не выхожу из своих комнат. Иногда мелькает мысль о путешествии в Воронеж или Киев, о путешествии столь нужном для моего здоровья, и опять подавляется безчисленными препятствиями, не позволяющими оставить монастырь на продолжительное время, особливо летом. Но в то время, когда занимает меня мысль сия, бываю в Москве, вхожу в дом, стоящий близ Девичьяго поля, вижу хозяина, с той же улыбкою любви на устах, с каковою всегда видел его в Петербурге. И приветливо смеются мне его голубые глаза, все лице его живописуется в моем воображении с сходством точно идеальным. Сердце гармонирует фантазии нежным восторгом и трепетанием.

Простите, простите! Соединенный со мною узами искренней дружбы и удаленный протяжением земнаго разстояния, Стефан Дмитриевич! Когда-то судьбы приведут Вас увидеть, и какую увижу в Вас перемену, напечатленную восьмью нерадостными годами. На мне Вы увидели бы седины и седины!

Призываю на Вас благословение Божие и молитвы преподобнаго Сергия, поручаю себя Вашей христианской любви и с чувством сердечной преданности и почтения, имею быть навсегда Вашего превосходительства покорнейшим слугою и богомольцем. Архимандрит Игнатий.

13 декабря 1843 Сергиева Пустынь.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: