Том 7. Избранные письма



Письмо 284

О действии умной молитвы; о жительстве желающего спастись

Свойственно умной молитве открывать страсти, скрывающияся и тайно живущия в сердце человеческом! Она и открывает их и укрощает.

Свойственно умной молитве открывать тот плен, в котором мы находимся у падших духов. Она открывает этот плен и освобождает от него.

Следовательно, не должно смущаться и недоумевать, когда воcстают страсти из падшаго естества, или когда они возбуждаются духами. А как страсти укрощаются молитвою, то и должно, когда они восстанут, творить умом неспешно и очень тихо молитву Иисусову, которая мало-по-малу уймет восставшие страсти. Иногда восстание страстей и нашествие вражеских помыслов бывает так сильно, что возводит в великий душевный подвиг. – Это – время невидимаго мученичества. Надо исповедать Господа пред лицем страстей и бесов молитвою продолжительною, которая непременно доставит победу.

Очень хороша книжка преподобнаго Нила Сорскаго: тебе не мешало бы обзавестись ею.

Не занимайся тонким разсматриванием твоих помыслов и состояний. Это превышает твои силы. Твое разсматривание непременно должно быть ошибочным и иметь вредное влияние на твое жительство. Один Святый сказал: «Я возложил все немощи мои и погрешности на Господа и на Его Пречистую Матерь». Так поступи и ты.

Ходи пред Богом по мысленному пути с простотою. Знай, что ты заражен греховностию, что эта греховность естественно должна отзываться во всех твоих действиях, и потому плачь молитвенно пред Богом, и только. Бог отнюдь не казнитель, как тебе представилось, но воспитатель. Иногда Он посылает в утешение благодатныя ощущения, а иногда попускает для смирения взволноваться страстям и подвергнуться нападению духов: то и другое делается по великой милости к нам, с целию существенной пользы нашей. Благодарю за уведомление о печальных событиях. Это – плод сеятвы, как Апостол сказал: «Бог поругаем не бывает что человек посеет, то и пожнет» (Гал.6:7). Заботились о своей славе всеми непозволительными средствами, а истинною славою Божиею пренебрегли: то Бог и попустил обезславиться. Вообще положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды. Надо понимать дух времени и не признавать прежния пристанища пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и пропасти.

1 декабря 1863

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: