Том 7. Избранные письма



Письмо 468

О собственном удалении на покой и о намерении Петра Александровича посвятить Богу остаток дней своих

На письмо Твое от 22 августа из Херсона отвечаю: я уже не Кавказский и Черноморский Епископ. 21-го августа получено мною письмо от Синодальнаго Обер-Прокурора следующаго содержания: «По Высочайшему повелению имею честь уведомить Ваше Преосвященство, что всеподанейшее письмо Ваше от 24-го минувшаго июля Его Императорским Величеством принято благосклонно и выраженныя в нем желания Ваши удовлетворены. 6-го августа 1861 года». – По частным письмам, Государь сдал письмо мое в Синод 4-го августа; Синод выразил свое согласие на удовлетворение моего желания.

Такова о мне всемилосердная воля Божия, дающая мне время и удобство к тщательному приготовлению себя к переходу в вечность при посредстве тщательнаго покаяния. Некоторые полагают, что мне нужно бы было оставаться на поприще служебном, для общественной пользы. На это имеется ответ в Евангелии, которое говорит: «Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?» (Мф.16:26) Занявшись приобретением души моей для Бога, я могу тем удобнее помогать тем моим ближним, которые имеют намерение приобрести свою душу, будучи неразвлекаемы внешними попечениями о церковной администрации, в которую вкралось много не церковнаго.

Не будучи уже Епископом Черномория, я не имею права встречать Государя в Екатеринодаре.

В ответ на письмо Твое от 18-го услышь следующее наставление св. Отцов: «Корабль, доколе находится в море, по необходимости должен подвергаться многообразному влиянию стихий; когда же войдет в пристанище, тогда наслаждается спокойствием, и хозяин корабля производит прибыльнейшую для него куплю. Последняго, т. е. спокойствия и выгодной торговли никак бы не было, если б не было предпринято многотрудное плавание по морю и если б не преодолены были все препятствия и бедствия». Отнеси это к себе и утверждай себя надеждою на Бога, Которому Ты вознамерился послужить и присоединиться. Плыви и переплывай о Господе бурную пучину. Повреждения, которым нельзя не случаться, исправляй покаянием. Веруй и никак не разслабляйся. При этом непременно спасешься. Ибо Бог никак не оставляет того человека, который сам не оставляет Бога, несмотря на встречающияся преткновения по немощи и повреждение естества грехом. Таковаго Бог приведет непременно к спасению. А указывать Богу: так и так меня спаси – невозможно. Потому что спасение, как дар Божий, выше постижения человеческаго. Почему желающий спастись должен просить себе спасения у Бога, как неизреченной милости Божией, предавая себя вполне воле Божией.

31 августа 1861

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: